Описание
Самое дальнее путешествие по Сибири, которое мне удалось совершить – город Новосибирск. Решение – поехать на Байкал, возникло с открытием прямого перелёта из Екатеринбурга до Улан-Удэ, столица Республики Бурятия. Хотел ли я поехать на Байкал, скорее да, чем нет, очень уж хотелось посмотреть гордость России – самое глубокое озеро на Земле. Пишу пост с теплотой в душе, с определённой долей ответственности, потому что рассказывать о путешествии всегда волнительно.Сборы в “далеко и дорого” были недолги. Бросили в чемодан тёплые вещи, Байкал всё ж таки Сибирь и там бывает холодно – отправились навстречу судьбе!
Кот пытался увязаться за нами, но его пришлось оставить дома.
Добирались до Екатеринбурга на автомобиле, потому что приехать в этот день оказалось невозможно. Не было нужного нам поезда прибывающего в столицу Урала вечером.
Машину оставили на платной стоянке возле аэропорта Кольцово (1500 руб. за неделю + 100 руб. за доп. сутки).
При выезде из Перми попали в пробку, но к 20:00 были уже в Кольцово.
До Улан-Удэ добраться можно, например, из Новосибирска, Москвы, Иркутска, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Все самолеты приземляются в единственный аэропорт – Байкал, который обслуживает и международные рейсы.
Летели Ural Airlines (Уральскими авиалиниями), время в пути 4 часа. Регистрация на рейс за два часа до вылета. Вылетели по расписанию без задержек. Багаж 23 кг и ручная кладь. Для более комфортного перелёта в салоне самолёта предусмотрен БК (бизнес класс, доплата 50$ США), а можно сэкономить и доплатить 25 долларов за расширенный ряд №4 (первый ряд за БК).
В полёте не кормили, но водичку разносили бесплатно, стюардессы на борту авиалайнера предлагали купить спиртное из SKY SHOP магазина! Благо у нас с собою было, поэтому джетлаг (расстройство сна, которое развивается при смене часовых поясов) не ощутили.
Разница во времени – плюс три часа относительно пермского, если у нас 16:00, то в Бурятии 19:00.
Улан-Удэ встретил прохладно, на улице -18°C. Вот тебе и столица солнечной Бурятии! В это время на уральской земле “свирепствовал” антициклон с Атлантического океана, растапливая снег до грязного асфальта.
Мы шли по красной ковровой дорожке, по бокам стояли люди в национальных одеждах и рассматривали нас, широко улыбались. "Инаугурация", – подумалось мне. Нет, чёртов коррупционер, – сказали друзья, увидев фотографию в Instagram. По чужой красной дорожке королевской походкой не пройдёшь. Ноги так и подкашиваются.
Возле входа в аэропорт нас встретили местные красавицы бурятки, приговаривая: “Сагаалганар Шэнэ Жэлээр”. На шёлковом полотенце (хадаке) преподнесли чашку с рисовой кашей, что символизировало дружелюбие хозяек и очищение от скверны. Принимая в дар хадак из рук бурятки нужно склониться в почтительном поклоне, а затем накинуть на шею или убрать в карман.
Гостеприимство бурятского народа – это результат традиции, сформировавшейся в течение веков. У них с рождения заложено, что гость – это благо, особенно белый, поэтому ему предлагали пищу, кров и жену! – А жену зачем, – спросите вы?– Так иначе по такому морозу никто в гости ходить не будет!
Аэропорт Байкал расположен в 20 минутах езды от Улан-Удэ. Сквозь утренний туман взгляду открывались деревянные дома с резными наличниками, рубленными из толстенных брёвен, разноцветный буддийский храм и круглые здания из стекла и бетона, похожие на юрты. Запомнились подсвеченные национальным орнаментом фасады обычных хрущёвок.
Улан-Удэ город небольшой, в нём проживает половина населения Бурятии! В его составе всего три района, которые в свою очередь делятся на микрорайоны, например, Железнодорожный район, получил своё название из-за близости с ж/д вокзалом и охватывает близлежащие к нему территории.
Октябрьский основывался как околоточный, но сейчас его не сравнить с пригородом, потому что это самый красивый и респектабельный район Улан-Удэ. Ну, и Советский район – это центральный район города с площадью Ленина, на которой установлена самая большая голова Ильича, где местные проводят различные мероприятия и праздники.
Подъезжая к гостинице, гид серьёзно так сказала: – “Раньше лихие люди в Верхнеудинске (Улан-Удэ) нападали на путешественников и грабили их, отбирая непосильно нажитое? – А сейчас? – зачем-то уточнил я. – Сегодня они строят фешенебельные отели!
Наш отель назывался «HUNNU HOTEL» по своей сути являясь 4* гостиничным комплексом.
Расположен 10 км от центра столицы Бурятии на ул. Лимонова, 6 лит Д, в двух шагах от ночного клуба «Казантип».
Эта гостиница выгодно отличается от остальных. Над интерьерами добросовестно поработали дизайнеры, учитывая кочевой образ жизни бурят.
Концепция «HUNNU HOTEL» посвящена наследию эпохи хуннов и представлена в виде «Музея-Арт-Галереи» В ГК «HUNNU HOTEL» на террасах установлены юрты, кругом дерево, кожа, кованые перила, в отделке использован камень, согласно оригинальному дизайнерскому проекту.
Бесплатный скоростной интернет доступен на всей территории комплекса, имеется лобби-бар и ресторан ТАЛАА. Кроме того у отеля есть конференц-зал, с оборудованием и удобными креслами с пюпитром, кофе-брэйк тоже организовывается.
Мы решили не мелочиться и взяли номер «Светлица» за 6 300 руб. в сутки, декорированный под «семейский» стиль старообрядцев Забайкалья.
Поднявшись на лифте на 3-й этаж мы оказались в атмосфере шёлковых сарафанов и бабушкиных бус из янтаря, старопечатных изданий с буквой «ѣ» (ять) и запрета на бритьё, перекрестившись двумя перстами, разбросали вещи по номеру и спустились к автобусу.
Номер, кстати, оборудован всем необходимым для комфортного проживания: кровать большая 1800х2000, телевизор плазма, телефон, сейф, Wi-Fi в номере бесплатно, кондиционер, мини-бар с холодильником, чайный набор и минеральная вода.
Ванная комната оснащена душем, с гигиеническими принадлежностями, халатом, феном и тапочками.
Всё как в лучших домах Лондона и Парижа! Автобус на обзорную экскурсию по Улан-Удэ ожидал нас возле главного входа в гостиницу.
Точную дату основания Улан-Удэ вам вряд ли назовут, но годом закладки памятного камня принято считать 1666 год, месяц май.
Может поэтому жить в Улан-Удэ не так-то просто: с числом «666» связана негативная энергетика, его принято считать числом Зверя, нумерологическим воплощением Тёмных сил или просто знаком неудачи.
Плюсом месяц май (любое начинание в мае это означает майся всю жизнь).
Так или иначе, но мы в Улан-Удэ – центре торговли с городами Восточной Сибири, а также Монголией и Китаем.
История основания столицы Бурятии началась с небольшой избушки, которую возвели казаки на скалистом берегу реки Уды. По сути это была казачья застава обнесённая по периметру частоколом заострённых кольев из сибирского кедра, с бойницами и сторожевыми башнями.Это первая военная база того времени и назвали её «Заудинским камушком».
Крепость начала обрастать деревенской слободкой. Гонимые властями старообрядцы, жадные до работы и хлебопашества нанимали для работ местное население, тем самым устанавливая добрососедские отношения.
Торговая жизнь в Верхнеудинске, так решили казаки назвать новый город на карте России, закипела, забурлила и вышла далеко за пределы гарнизона.
Время от времени город посещали великие мира сего: от цесаревича Николая Александровича (в честь которого возвели Триумфальную арку) до первооткрывателя Байкала, включая Ермака, ну, и мы конечно собственной персоной.
Тем временем сотовая сеть начала бесплатную SMS-рассылку произведений А.П. Чехова: «Палата N 6», «Каштанка», «Три сестры». Стоимость отказа от рассылки составила 70 рублей.
Вид на Триумфальную арку в Улан-Удэ, ул.Большая Николаевская (позже Ленина)
Первый паровоз прибыл в Верхнеудинск строго по расписанию и на корню изменил историю купеческого богом забытого городка ставшего перекрёстком торговых дорог из Китая в Россию.
Начали открываться ярмарки, на которые приезжали дельцы Ирбита,Тюмени, Иркутска и Томска.
Подтянулись торгаши Китая и Монголии, которые продавали шкуры КРС (крупного рогатого скота), из которых местные швеи шили кожаные тужурки для комиссаров, но это совсем другая история.
В течение своего развития город креп и развивался, застраивался торговыми рядами и усадьбами удачливых коммерсантов.
После революционных событий произошедших в Питере под руководством пьяных матросов в Улан-Удэ начали возводить заводы и фабрики, чтобы совместными усилиями построить светлое будущее. На фундамент которого нужны были деньги. А где их взять, как не у власть имущих...
С падением империи дома Романовых у Байкала появилась своя тайна – исчезновение 640 тн. золота, 480 тн. серебряных изделий не считая церковной утвари и украшений изъятых комиссарами у членов царской семьи.
Удачливый пройдоха Каппель вместе с чехами и латышами захватили золотой запас российской империи в Казани и передали его Колчаку для покупки оружия.
«Антантные союзнички» потребовали у Колчака вернуть долги царя и Временного Правительства золотом в обмен на оружие.
Предводитель разделил золото на три части: первый эшелон отправил в Читу, второй в Тобольск, а третью часть Колчак перевёл на счета частным лицам, правда не всю. В одночасье последние стали олигархами и навсегда забыли про святую обязанность – выделять денежные средства на борьбу с большевизмом!
Читинское золото перехватил атаман Семёнов, который распорядился им по своему усмотрению: часть отправил в Японию, которое там и растворилось, таможня Китая взяла добром (золотом), остальное спрятано где-то в восточной Сибири и Манчжурии в виде кладов.
Содержимое тобольского состава чудом попало в Ивановский монастырь. Только в 1933 году бывшая монахиня обители выдала тайну драгоценностей семьи Романовых своему любовнику, служившему в ВЧК...
Оставшуюся часть золота Колчак погрузил в литерный поезд, следовавший из Омска на восток под флагами Франции, Англии, Америки, Японии и Чехословакии. По дороге оно было расхищено. До Иркутска доехал 21 вагон (18 с золотом и три с серебром), около 40 было потеряно, которые ищут энтузиасты по всей Сибири до сих пор!
Во время гражданской войны в Сибири происходили жуткие столкновения между белыми и красными. Приток реки Селенга (река Уда) стала красной от крови, может, поэтому Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, что в переводе означает Красная Уда?
План-схема Улан-Удэ с достопримечательностями
Улан-Удэ. «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия» местный «Арбат»
Две рыбки переплетены в виде круга, что в буддийской философии означает бесконечность времени.
Дом купца Капельмана
Двухэтажное здание с элементами эклектики.
Исаак, ну шо же ви не заходите?! — Хаечка, но ви же сами мине отказали. — Так ведь не наотрез.
Современная постройка в Улан-Удэ стилизованная под старину.
Кормление голубей с рук в Улан-Удэ.
Старые дома, представляющие историческую, архитектурную ценность, построенные в XIX веке купцами.
Усадьба Е. А. Мордовской одноэтажный деревянный дом с богатым декором фасадов и оконных наличников.
Дом купца М. Курбатова - в своё время считался самым богатым домом в Верхнеудинске.
Покатушки на велосипеде зимой по Улан-Удэ
«Две чайки – крачки» Парные фигуры птиц являются символом любви, семьи.
Возможно, в этом магазине продаются мини-гольф для ванной комнаты и туалета или спрей для подкрашивания лысины или татухи для изнеженных бруталов, а может накладная борода для хипстера? Приобрёл по случаю одну вещицу, теперь осталось дождаться момента, когда она пригодится. Пишите ваши предположения на нашу почту: deeva_ls@mail.ru! Победителя ждёт приятный сюрприз до конца апреля 2021 года.
.
У бурят своё понятие красоты и они смело несут его в массы. В этом магазине представлена широкая палитра товаров от накладных бровей до трусиков с силиконовыми вставками (для имитации хм-мхм... "зажёванных трусиков" или "верблюжьей лапы") как с фасада, так и с тыла. В Бурятии сложно понять – это магазины созданы для женщин или женщины для магазинов?
Будучи здесь проездом Чехов во время прогулки присел на скамью, сложив рядом нехитрые пожитки. Узнаваемый образ писателя и памятная табличка со словами о "милом городишке" решил вопрос установки памятника на местном Арбате. Прогулявшись до Одигитриевского храма и почты, здание которой дожило до наших дней, мы с чувством исполненного долга вернулись в гостиницу с надеждой, что когда–нибудь и нам поставят памятник...
В Улан-Удэ нам понравилось! Воздух здесь чистый, несмотря на обилие автомобилей, работающую ТЭЦ и котловину, в которой расположен город. Вокруг города большой лесной массив, который поглощает вредные выбросы. Из недостатков – большое количество домов в частном секторе, которые отапливаются углём и дровами, пробки на дорогах. Как оказалось, деревянные дома в Улан-Удэ не красят, и со временем они превращаются в тёмные, невзрачные бараки. Красят только окна с наличниками.
Экскурсия плавно перешла в шоппинг. Хороший муж должен знать, что нравится жене, чтобы не оказаться с ней там, где это можно купить! Недостаток денежных средств потихоньку превратил шоппинг в зыринг. На пироженку и кофе конечно хватило. Грейте, люди, друг другу души… Чем сумеете: словом, действием, добром, приветом, сладким чаем..
Улан-Удэ всегда финансировался по остаточному принципу “не хватило денег, ну, и пи-пи с ним”. Будь в Бурятии денег как в Москве – снесли бы всё давно и застроили торгово-развлекательными центрами. А так глядишь памятники Ленину остались, да непростые. Чего только стоит голова профессора “Доуэля” на одной из фотографий! Где высота головы вождя пролетариата почти 8 метров, ширина – 4,5 метра и весит он 41 тонну!
Улан-Удэ невероятно богат на подлинные детали: национальный орнамент на балконах, хорошая сохранность зданий, мозаичных полотен на стенах домов, скульптур и пр. В самом центре города сохранились целые улицы деревянных одноэтажных домов, которым лет по сто или может даже двести, с резными наличниками и очень красивыми фасадами.
Мы не подозревали о красоте Байкальских закатов. Ах, эта магия заката! День прожит и нет к нему возврата! Закат красив и печален в нём прожитый день, но приходит рассвет и всё повторяется снова и снова...
Утром предстоял переезд в п. Сухая (Кабанский район Бурятии). Попетляв по улицам Улан-Удэ автобус взял курс на Сотниково, Селенгинск, Оймур и далее до посёлка Сухая. Трасса асфальтированная, время в пути составило около 3-х часов, которые пролетели незаметно за рассказом гида.
Странное название – Сухая и это не деревня в Пермском крае, а целое село на живописном берегу Байкала, где открыли музей рыболовства «Омулёвый Байкал»! В экспозиции музея представлены: флюгер-хоругвь, который байкальские рыбаки ставили на своих мачтах, старинный керосиновый фонарь, навигационное оборудование (и это не сушёный омуль на верёвочке) – морской компас, с ударением на последнем слоге, макет баркаса. Село стоит на реке Топка, которая разделила его на две половинки. Село Сухая огибает ещё две реки – Загзы и Большой Сухой, которые, как и все реки Бурятии впадают в Байкал.
Сейчас напишу немного про бурятские позы. Нет, нет с сексом здесь ничего общего. Позы иначе – буузы, нам известны как манты, хинкали – еда бурят, состоящая из рубленого мяса (фарша) упакованного в тесто, своим видом напоминает юрту, сверху расположенным дымоходом и защипывается 33 раза (если больше или меньше, то это уже не поза!). Готовится блюдо в обычной пароварке. Вкус бурятско-монгольских мясных «чашек» неповторим и незабываем, ни с чем несравним. Буряты готовят буузы только для почётных гостей и на большие событийные праздники.
Деревянная композиция про трёх великих монгольских богатырей: Сухэ-Батора, Улан-Батора и Мастур-Батора.
В нашей стране принят закон «Об ответственном обращении с животными»: расправляться с четвероногими бродяжками теперь можно только в исключительных случаях – в случае смертельной болезни и невыносимых страданиях собаки. Во всех остальных – стерилизация, вакцинация, чипирование и возвращение на улицу! Возможно это гуманнее чем смерть, но ведь можно было бы и приюты строить!
Накормив бродяжек едой купленной в супермаркете «Титан» мы отправились на восточный берег «Сибирского моря», там где летом песчаные пляжи, ключи бьющие горячей водой из расщелин, многовековые кедры и сосны.
Сказочный лес – это не только украшение Байкала с его удивительным и великолепным нарядом, но и величайший источник здоровья и вдохновения. Почему оказавшись там, мы первым делом вызываем лесорубов с бензопилами, чтобы превратить его в опрятный гостевой дом или кемпинг?
Автобус притормозил возле возвышенности на шоссе. Поднявшись вверх по лестнице увидели деревянное, высотой более 3-х метров изваяние морского царя, владыки Байкала и отца русалочек.
Чем больше идол похож на фалос, тем лучше, а у бурят тем более. С давних времён мужской орган наделялся священными функциями власти и плодородия, поэтому его любили, ему поклонялись.
Фаллический культ существовал у многих народов мира, отличались только обряды поклонения, форма и размеры фаллических символов.
Коррупция везде! Ни молока, ни спиртного с собою не было, поэтому оставили на пьедестале денежку (подношение для задабривания Духа Байкала), чтобы погода была прекрасной и Байкал принял нас ласково и дружелюбно.
В посёлке Сухая остановились в «Сагаан Морин», что в переводе означает «Белая лошадь» (туристический комплекс). У бурят белая лошадь почитается, как символ благополучия и процветания.
«Сагаан Морин» стоит на самом берегу Байкала и работает круглогодично, большая ухоженная территория в лесном массиве, SPA и клиника традиционной медицины «Бодхи», сотрудники которой имеют медицинское образование, семь абсолютно новых корпусов из бруса стилизованных под юрты, закрытый плавательный бассейн с семью дорожками, бесплатно, т.е. даром, для всех постояльцев!
Спортзал и два теннисных корта, беговые и велосипедные дорожки вокруг комплекса, две крытые летние беседки, мангальная зона, номера оборудованы санузлом, ванной, туалетными принадлежностями, электрочайником, Тв, Wi-Fi на всей территории, кровати раздельные, но можно сдвинуть!
Банкетный зал и конференц-залы на 80-200 человек. Из дополнительных услуг можно выделить: сауну, прокат настольных игр, велосипедов, моторной лодки, гитары, настольного тенниса и организации питания.
Недалеко от туркомплекса «Сагаан Морин» расположен песчаный пляж с пологим входом в воду, чистейшая вода и прозрачный лёд в нашем случае!
В пяти минутах езды от комплекса находятся «Горячие источники Загза». Это источники с радоном, которыми издревле пользовались местные и лечили суставы и кожные заболевания. Заказать посещение и трансфер можно из холла ТК «Сагаан Морин» за 750 рублей.
Посетить потухший вулкан на мысе Толстый (доступен пешим порядком или по воде, Птичью гавань в Кабанском заказнике в определённое время).
Говорят, в старину из жерла вулкана вылетал огненный змей, а если бросить камень, то он долетит до середины земли!
Побывать на месте поклонения шаманистов – Фофоновской березовой колке.
Считается, что в роще березовой колки живёт один из семи главных богов кударинских бурят. Зовут его по-русски Иваном Тимофеевичем.
Справедливый был посадник – доложу я вам.
На снимке собственно сам жилой комплекс с беседкой для открытой дискотеки.
Мы проживали в корпусе N6 на 1-ом этаже в комфортном 2-х местном номере со всеми удобствами.
Основной недостаток таких номеров – отсутствие звукоизоляции от слова «вообще» или слова «совсем».
При окружающей действительности, красоте байкальских пейзажей, всеобщим умиротворением от увиденного на такие мелочи, как шаги в “горнолыжных” ботинках соседей сверху уже и внимания не обращаешь.
А запах, запах какой?! Запах есть у каждой породы дерева, даже если он не улавливается нашим обонянием каждая порода имеет свой неповторимый аромат.
Запах древесины на протяжении веков закрепился в нашей генетической памяти как символ гармонии и надёжности, источник тепла и комфорта.
Это наш ручной волк, который считает, что бегать за овцами – удел баранов. Он прибегал только тогда когда мы выносили из столовой мясо!
Сколько волка не корми, а самому кушать тоже хочется.
Вид на «Жемчужину Сибири» – «рифтовое» озеро Байкал.
Длина Сибирского моря 636 км. в длину, ширина в самом узком месте – 29 км, широком – 79 км.
Примерным возрастом исследователи считают 25-35 миллионов лет, представьте только какой он древний!
Этот факт делает озеро Байкал одним из уникальных водных объектов природного происхождения.
Остальные озёра планеты живут максимум 15 000 лет, потом они заболачиваются и зарастают водорослями с илом.
Байкальский рифт возник более 60 млн лет назад при столкновении 2-х материков – Евразии и Индостана, в результате которого возник Байкал и Гималаи.
Обширный байкальский рифт тянется на 2500 км захватив часть Якутии и Монголии, может, поэтому у Байкала столько имён? Буряты называют его Байгал-Нуур, у эвенком он Ламу, Байгал Далай – Большое море на монгольском, китайцы называют Байкал Бэйхай (Северное море), а на тюркском звучит как Бай-Куль (Богатое озеро).
Китайцы подделали старинные рукописи и теперь претендуют на наш Байкал, считая его своим водоёмом! Даже завод начали строить на берегу Байкала по продаже воды в Китай. Кто им только разрешил?
Мы-то прекрасно знаем, что по берегам Байкала жили эвенки и буряты, охотились на пушного зверя, добывали дичь, ловили омуля, тайменя, ленка и пр., а потом пришли русские казаки – первопроходцы Сибири…
Китайцы совершали попытки захвата территории, например, осада Кумарского острога. Когда против гарнизона атамана Степанова в 400 бойцов выступила китайская армия численностью 10 000 человек! Одна из самых ярких и героических битв того времени или неоднократное нападение на Албазинское воеводство тоже превосходящими силами, но как и в предыдущих случаях китайцы ушли ни с чем.
Буддийский Новый год – праздник белого месяца Сагаалган, который выпал в этом году на 12 февраля 2021 года. Нам посчастливилось попасть на празднование Нового год в Бурятии!
Интересно, что в Бурятии этот праздник не связан с полночью, а наступает утром, когда становятся видны линии жизни на руке.
https://youtu.be/Sjbf5EdIKfg
Отмечают его не только в Бурятии, но и в Забайкальском крае, Коми, Алтайском крае.
https://youtu.be/Uto36X3FM3Y
Праздник Белого месяца является символом обновления. На Востоке в это время принято совершать добрые поступки и очищать душу. В Бурятию праздник попал из Монголии благодаря внуку Чингисхана, который велел праздновать его в период весеннего солнцестояния (между январем и мартом).
По традиции в ночь перед Новым годом буряты не спят, не смыкают глаз и соседи: жгут чёрные пирамидки и красных человечков из теста, как символ злодейства накопленного за последнее время, проходят церемонию духовного очищения и осуществляют жертвоприношение духам, постятся в течение дня.
Буддисты усердно молятся десяти богам, которые защищают их Учение, медитируют в дацанах, а также проводят сакральные ритуалы.
В ресторане туркомплекса «Сагаан Морин» нам раздали по кусочку теста, которым нужно было обтереть лоб, дабы избавится от дурных мыслей, обвести им вокруг рта, чтобы не молоть чепухи и в конце прокатать тесто на груди и ладонях для очищения души и избавления от неблаговидных деяний.
Самым сложным было слепить фигурку табалана, которой передаются все болезни и невзгоды человека (по поверью).
Обязательное условие – сжигание этой твари на костре. Как ни старался, но почему то готовым образцом всё равно получался автомат Калашникова!
– Ну, а сейчас бухлер, – громко произнёс официант. – Наконец-то, а стопки где? – спросил я. Та дам, и на праздничном столе оказался бульон из мяса баранины, а слово «бухлер» оказалось названием блюда! На второе были бузы и саламат (сметанная жидкая каша), кроме этого на столе в большой тарелке дымился хуншуур – очень вкусные чебуреки с мясом.
В Бурятии принято считать: чем больше на столе белых блюд, тем благополучнее будет год.
Поэтому апогеем праздничного стола был молочный напиток из муки и кислого творога, занюхав его разновидностью ароматных трав из лампадки «Зула» мы отправились спать.
Назавтра предстоял ранний выезд на Ольхон. Поедем бурханить с верой в могущество духов Байкала, а думать будем только о хорошем и светлом завтра!
Градусник за окном показывал лучшую температуру для хранения замороженных продуктов, и это было -18°C.
Одевались как на Северный полюс, потому что ветры Байкала это особая стихия. Метеорологи насчитали таковых 33 вида. Максимальная скорость ветра на озере случается в апреле, мае и ноябре, а минимальная – в феврале и июне. Поэтому мы в относительной безопасности, но как говорится «Бережёного Бог бережёт».
В этот праздничный день мы встали рано, потому что в каждый бурятский дом заглядывает богиня Палдэн Лхамо, которая спасла весну и защитила от демонов солнце. Она замечает всех людей, которые бодрствуют! Считается, что им будет сопутствовать удача в наступающем году. Ну, что же, посмотрим?!
На стоянке возле ТК «Сагаан Морин» нас ожидал Lexus, который входит в топ-лист самых дорогих полноразмерных «проходимцев» и Land Cruiser 200 – второй внедорожник. Покружив вокруг автомобиля в ритме танца Ёхор (танец-хоровод ) мы расселись по трансферам и поехали к глиссеру ожидавшему нас на берегу Байкала.
Несмотря на французское название "glisseur" идея скольжения по воде пришла в голову русскому эмигранту – маркизу де Ламберу, который довёл её до логического завершения.
Наш глиссер имел воздушный винт и был двухреданным, своими очертаниями напоминал Карлсона с моторчиком. На Байкале глиссер используют для водных прогулок и туризма в зимний период.
Закрытая кабина аэроглиссера подарила нам максимум комфорта и удобства в путешествии к Ольхону. Винтомоторная силовая установка на базе двигателя Toyota отозвалась всеми 380 л.с. и плавно направила судно в ночную мглу, освещая направление дистанционно регулируемым прожектором.
Встроенная автомобильная печка нагревала салон, оттаивая замёрзшие стёкла кабины, в темноте горели разноцветными огоньками приборы контроля: тахометр, лампа заряда АКБ, давления масла, прочие приборы. Баргузник – сильный и ровный ветерок подгонял наше судёнышко к заветной цели: встрече рассвета посреди Байкала и острову Ольхон с его голубым потрескивающим льдом.
Ночной путь по Байкалу закончился остановкой. Светало, но мы ещё в пути! На озере дует свежий ветерок, и нам немного холодно. – Ну же! – бормочу в пустоту. – Где ты? Мне уже реально невмоготу, холодно-то как?!.. А рассвета всё нет. – Проспал, наверное!
Солнце снова распускает лучи, чуть заметная позолота тронула утреннюю белизну снежного покрова, стало чуть светлей, радость и надежду вдруг ощутила душа. Солнце начинает прогонять тьму без пафоса и напряжения.
Восход солнца прекрасен в любое время года, а зимой особенно, потому что встречаешь его с любимым человеком!
Согласно бурятской традиции из глиссера вышел в первых рядах, чтобы поприветствовать встающее солнце и преподнести ему в дар "золотые" монетки. Кинул денежку, чтобы бездна в ответ бросила в меня золотым слитком, а она молчит – кто её знает настороженно или безразлично, но молчит...
До самого глубокого места Байкала – острова Ольхон, где отметка в 1637 метров глубины считается нормой оставалось не более 30 км. И тут подумалось, а что если людей живущих на Земле утопить в Байкале, то насколько сантиметров поднимется его уровень?
Средняя глубина Байкала составляет 745 метров, да Кама после этого жалкий ручеёк!
Береговая линия озера растянута на 2000 км. большая часть которой это заповедники и заказники национальных парков. На водной глади озера спокойно поместятся такие страны как Бельгия и Нидерланды. И ещё одно – озеро Байкал попало в книгу рекордов Гиннеса, как самый глубокий источник чистой, питьевой воды на планете Земля, который содержит 20% мировых запасов питьевой воды, без учёта ледников.
У нас в Байкале воды больше чем в пяти американских озёрах Северной Америки вместе взятых!
В озеро впадает 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара.
Байкальскую водичку можно пить прямо из озера – без кипячения. Не пробовал и вам не советую, особенно в прибрежной зоне!
Пробовали только сосульки, на вкус, как очищенная вода, не имеющая примесей.
Кроме всего прочего байкальская вода за счёт растущих водорослей насыщает воздух кислородом!
Водоросли поглощают вредные вещества, умирая становятся пищей различных рачков, червей и моллюсков, которые фильтруют воду Байкала, умирая разлагаются в донных отложениях, осуществляя круговорот в природе.
Чистота воды в Байкале поддерживается жизнедеятельностью микроскопического рачка эпишуры. Это вид планктонных из подкласса веслоногих, размером 1,7 метра!
Конечно это шутка. На самом деле его размер не более 1,5 мм.
Несмотря на размеры, он играет очень важную роль в сложной экосистеме Байкала: поедая водоросли и пропуская воду через себя, тем самым очищает её.
На открытых участках Байкала вода идеально чистая и дно можно рассмотреть на глубине до 40 метров.
Наибольшую прозрачность воды можно наблюдать в весенний период, когда она приобретает голубой оттенок, но есть большая доля вероятности, что выезд на лёд будет под запретом со стороны МЧС.
Летом и осенью из-за размножения микроорганизмов в озере прозрачность воды снижается до 10 метров. Меняется и цвет воды на сине-зелёный.
И она очень холодная, поэтому переплыть Байкал ещё никому не удавалось.
Байкал окутан тайнами и загадочными явлениями, например, светящиеся шары в окрестностях мыса Ритий или тёмные кольца диаметром большого диаметра, которые которые видно из космоса на глубине 500 метров.
На дне Байкала обнаружено топливо будущего – газовые гидраты, м3 такого гидрата способен заменить 170 м3 природного газа, его нужно только подогреть!
А греть его есть чем – поземное царство мёртвых с кипящими котлами находится на дне Байкала, вход в него открывают водяные воронки, образовывающиеся на поверхности Байкала совершенно неожиданным образом.
Если считать глубину Байкала от вершины гор, окружающих озеро до самого дна, то она будет около 13 000 метров!
А это, на минуточку, больше Марианской впадины в Тихом океане и Эвереста.
Вода в Байкале обновляется целиком каждые четыре столетия.
В окрестностях Байкала растут многовековые сосновые и кедровые леса. Некоторым исполинам больше 500 лет, но и в этом возрасте они плодоносят кедровым орехом!
На Байкале как в Сочи солнечная погодка, поэтому даже зимой постоянно развиваются новые виды организмов.
Многокилометровые трещины по льду Байкала насыщают воду кислородом, что даёт возможность существования простейшим организмам, эндемикам – животным и растениям, которые не любят путешествовать и обитают только в одном месте.
Ну, а сейчас о самом интересном обряде – “бухарили вместе”. Правильное название действа связано с духом Байкала – Бурханом (верховный бог Байкала), отсюда и название «бурханить». Мы пошли дальше традиций и взяли пластину прозрачного льда с собой, хотя должны были пробурить лунку во льду Байкала, наполнить её подношением (в нашем случае – коньяком) и выпить ровно половину через трубочку для коктейлей, оставшуюся часть оставить Бурхану. Где бы, и как бы, вы, не бурханили, главное – верить в могущество духов Байкала и думать только о хорошем!
Священные места в Бурятии называются барисами.
Именно здесь говорят и просят: – Барис, ты, не прав...– Мне нужно... здоровья, благополучия и далее по списку, – оставляют подношения на жертвенном камне, вяжут на сэргэ (столбик с зарубками) лоскутки материи, чтобы Барис не забыл.
Короче, древняя бурятская традиция отдавать почести местным духам во главе с Бурханом с момента появления российских казаков претерпела некоторые изменения...
Сейчас вместо молока, которое служило символом духовной чистоты, используют более крепкие напитки, например, тарасун или водку.
Тарасун – это напиток по вкусу напоминающий молочную креплёную сыворотку.
В России её называют молочной водкой или самогоном.
«Хамбын Хурээ» - «Обитель Колеса учения.
На фотографиях выше и ниже представлен Иволгинский дацан.
Естественно к традиции «бурханить» никакого отношения не имеющий.
Иволгинский дацан – духовная столица Буддийской традиционной Сангхи в России.
Именно с него начался сложный процесс возрождения буддизма в Бурятии, благодаря ламам-сидельцам вернувшимся из лагерей и ссылок в 1937 году.
К 1951 году на месте первых построек уже красовались изящные храмы.
В Иволгинском дацане 7 храмовых сооружений, университет, гробницы лам, библиотека и музей.
Ламы с просветлённым умом живут в деревянных домиках здесь же недалеко от храмов. У них можно попросить совета и помощи в трудных жизненных ситуациях.
Мы ничего не просили. У нас и так всё хорошо!
Знаковое место Улан-Удэ – ресторан «Тенгис», который расположен в отеле Байкал Плаза на ул. Ербанова,12.
Любимое место горожан и гостей города, которое располагается в самом центре Советского района Улан-Удэ. Говорят, что здесь обедал Путин, Познер, Пикассо, Пестель, Прилучный и все те, чьи фамилии начинаются на "П" включая Стивена Сигала.
Готовят здесь хушууры из баранины с черемшой, прямую кишку (баранью или конскую), мясные рулеты, кровяную колбасу, баранью голень с картофелем и папоротником.
Открыть для себя новые гастрономические ощущения можно попробовав длинные полоски брюшины, внутреннего жира, переплетённые косой и запечённые в бересте на костре. Костный мозг «Силии», суп из бараньих потрошков, ногоон сай с сагаан дали и богородской травой, саламат и сагудай байкальской рыбы и многое другое.
Мы сидели в ресторане и наслаждались бурятской кухней. Бурятская кухня – самобытна, интересна и иногда очень необычна для нас.
Мы кушали тартар из яка (блюдо из сырого мяса), ну, как кушали, можно написать, что ели ржаные тосты с горчичным соусом. Потом жена сказала: – " Давай возьмём ребрышки хайнака… (Хайнак – гибрид яка и коровы и рёбрышки у него соответствующие)". Опомнились только тогда когда доедали стейк из тушеной капусты обильно приправленный перцем. Когда официант участливо спросил:– "Могу чем-нибудь помочь, порекомендовать какое-нибудь национальное блюдо?", – искренне ответил, – конечно, выгоните нас отсюда, пожалуйста!
Рано утром погрузив нехитрые пожитки в автобус, отправились на Баргузинский залив через Гремячинск, Турку, Горячинск и Максимиху в Усть-Баргузин.
За окном мелькали незнакомые пейзажи.
Дорога белой лентой стелилась между смешанных лесов.
Белые берёзы, загнутые в колесо сменяли сосны, мелькали перелески, сменяясь бесконечной равниной с белыми холмами усыпанными снегом.
Мы и замечали, и одновременно не видели ничего.
Я продолжал снимать и записывать видео: в начале путешествия – особенно активно.
У «Хундея» (наш автобус) казалось выросли крылья, с такой скоростью мелькали за окном деревья, сливаясь в сплошную зелёную полосу приближая нас к заветной цели – Баргузинскому заповеднику.
Место нетронутое цивилизацией, край с загадочными островами и уютными бухтами, живописен своей первозданной природой.
Создан в 1916 году для сохранения популяции баргузинского соболя в России, мех которого активно продавался вплоть до ХX века.
На снимке геодезическая вышка, которая служит отметкой на местности, и позволяет производить точные вычисления в определении координат на местности. Иными словами – умение быстро и безошибочно ориентироваться на незнакомой местности в любой обстановке.
Главный деликатес Байкала – омуль, тот же лосось. С октября 2017 вылов и его продажа запрещены! Продают везде: в ТЦ городов, в посёлках, на АЗС. Главное не перепутать с пелядью и это не ругательство. – Что за пелЯдь и как её едят? – поинтересовался у гида. – Пелядь,– почти омуль, только жирнее и плавники у неё чёрные, попробуешь и не отличишь на вкус, – ответил гид.
Из омуля получается отличная строганина, потому что при заморозке он не теряет своего вкуса. Нас угостили всё-таки омулем! Замороженную тушку рыбы отбили обухом топора (расколотка). При этом мясо внутри раскололось на маленькие кусочки и легко отделялось от костей. Едят расколотку точно так же как строганину – обмакивая в соль и перец. В качестве бонуса к строганине подали хреновуху приготовленную по старинным сибирским рецептам! После принятия «на грудь» мир озарился новыми красками доселе неизвестными.
Остался позади Гремячинск, монументальный инфраструктурный комплекс в Турке (причал в устье реки с красивым маяком) дальше только дикие места с деревянными избушками да местным зверьём. После надоевшей дороги останавливаемся возле ворот Баргузинской долины – сакрального места поклонников шаманизма. Дальше начинается территория, на которой властвуют духи. Просим духов о хорошей погоде, чтоб УАЗик не ломали и нас не обижали. В свою очередь, обещаем соблюдать порядок и покой не нарушать.
Зимний лес на Байкале невероятно красив. Попадая в лес зимой словно окунаешься в сказку. Слышишь, как скрипят и трещат замёрзшие деревья, покачиваясь на ветру. Сагаан Убгэном (бурятский Дед Мороз) продолжает наряжать его в сказочные одеяния: осыпая деревья искрящимися снежинками невероятных форм и размеров. Заснеженная природа дарит ощущение спокойствия, покоя и умиротворения.
Мы замечаем это и радуются вместе с ней. Слушаем голос ручья и ощущаем в его перекатах лёгкий женский лепет на мелких камешках, то вдруг внезапные припевы литавр с бревенчатой запруды вверху ручья.
Шаманы советуют долго не смотреть на бегущую воду, потому что она может поймать отражение и по капелькам унести его навсегда. Вместе с душой!
Всё познаётся в сравнении: пригоршня ключевой воды сегодня гораздо вкуснее, чем литр вчерашней кедровой настойки! И тут уж точно – не поспоришь!
Испив ключевой водицы, продолжаем путь в Баргузинскую долину – уникальный уголок Бурятии близ кордона Монахово.
Человек всегда стремился к небу, подняться выше и выше, охватить взором как можно больше.
Для этого и изобрели дроны, но нам лёгких путей не надо, нам себя преодолеть необходимо, поэтому с упорством Хирао Онады (30 лет воевавшим в одиночку в джунглях Филиппин) поднимались на смотровую площадку кордона Монахово.
С неё открывается потрясающий вид на замёрзший Баргузинский залив. Солнышко припекало и стало тепло. Подумалось даже о пляже расположенном внизу с незанятыми лежаками.
Когда-то на полуострове Святой нос жили монахи, отсюда и пошло название мыса и посёлка, а ныне кордона – Монахово.
Места намоленные, ощущается поток космической энергии дающий силы путникам. Происходят чудесные метаморфозы с организмом: перестают волновать жизненные проблемы, отступает боль, улучшается самочувствие.
Отсюда вдоль берега начинается туристическая тропа до бухты Змеевая к горячим источникам Чивыркуйского залива.
Байкал прекрасен и уникален, писать об этом можно бесконечно, а зимний Байкал удивителен вдвойне.
Посмотреть на настоящее ледяное зазеркалье стремятся многие, но удаётся не всем.
Ледяные пещеры и гроты образуются благодаря воде и ветру.
Чем сильнее ветер, тем выше волна, а мороз завершает процесс, превращая всё это в эффектные природные инсталляции.
Прибрежные островки покрываются застывшими волнами, которые называются сокуи. Зрелище просто неземное!
Вода, водичка, ты – лекарство, моё спасенье и мечта. А наша медицина – это хулиганство, всем правит бизнес, в этом вся беда!
Специальный ритуальный костюм шамана в одном из сувенирных магазинов Улан-Удэ.
Вообще шаманизм в Бурятии развивался как ранняя форма религии, способствующая общению между миром живых и миром мёртвых.
Избрание шамана в Бурятии проходило на фоне обострения заболевания психики человека (Арктическая истерия).
Если Духи предков, например, избирали тебя на роль шамана, а ты не хотел, то вариантов было два, ты либо сходил с ума, либо умирал.
Принявшему на себя обет шаманства заболевание каким-то образом удавалось избегать!
Кроме всего прочего посвящённому приходилось искать себе учителя – мучителя, который испытывал веру новообращённого, выгонял последнего на мороз в мокрой одежде.
Одежда должна была полностью высохнуть на испытуемом, и почему-то мне кажется, что эта одежда принадлежала старому шаману, которую было негде сушить после стирки.
Для достижения изменённого сознания нужно что? Правильно – бубен и ритуальный танец и немножко веселящей травки.
С танцами ясно, а вот кожа на бубне появлялась благодаря крайней плоти неофита (новообращённого). Подробности пожалуй опущу... И это ещё не все испытания!
Шаманский экстаз приравнивается к символическому совокуплению с богинями, магическими помощниками, неизбежно вызывает эрекцию у мужчины с последующим семяизвержением. Наверно это единственный плюс в работе шамана?!
Потому что главное для шамана – власть над огнём! Для этого необходимо научиться управлять им:
В качестве самонагревающихся грелок для конечностей использовали раскалённое металлическое изделие!!!
В результате страшнейших ожогов руки и ноги теряли какую-либо чувствительность.
После таких прижиганий можно спокойно тушить сигарету о ладонь удивляя неискушённую публику!
Некоторые считают, что шаманы могут быть оборотнями и не только медведями, волками, росомахами и прочим зверьём, но и трансвеститами.
Перевоплощение мужчины-шамана в женщину носит не ритуальный, а вполне реальный характер. Ну, разве что без операции по смене пола. И все по велению духов, явившихся во время камлания, разумеется. Причём, некоторым шаманам настолько претит сама мысль о подобном, что они предпочитают покончить с собой или стоять манекенами в магазине сувениров.
Конечно же, находясь в Бурятии нужно тепло одеваться, чтобы не простыть. Обувь лучше выбирать ту, что носили наши предки (валенки, унты, трусы и носки из шерсти).
Тулуп вряд ли найдёте, а вот горнолыжный костюм вам сильно пригодиться, но только не комбинезон (не рекомендую, в деревенских туалетах нет вешалок!).
Перчатки и варежки лучше взять по паре, потому что они постоянно теряются.
Нелишним будет термобельё, а поверх него костюм из флиса, солнцезащитные очки и крем от загара с максимальной защитой.
Главное – мощный Power Bank, потому что айфоны из-за алюминиевого корпуса на морозе разрежаются в два счёта.
Купальные принадлежности не забывайте, потому как, в источниках присутствует горячая вода и без купальника чувство фантазии и юмора не помогают.
Что везти туда понятно, а вот оттуда?
С Байкала везут сувениры, мы например, привезли сувенирных кукол одетых в этнические костюмы, приспособленные к кочевому образу жизни.
Мягкую игрушку нерпы – любимицу туристов всех возрастов, она служила нам реквизитом во время съёмок на Байкале.
Байкальского омуля холодного копчения, кедровые орешки в меду, конфетки «Кедровый грильяж» (фирмы «Амта») в подарочной упаковке.
Куда же без магнитиков, тарелочек с брелками? Жалеем, что не попробовали смолу сибирской лиственницы, которую местное население использует в качестве жевательной резинки, укрепляя дёсну и зубы.
Все эти товары можно купить в ТЦ «Титан», лучше заходить в большой магазин там и выбор больше и цены адекватные.
Не любят на Руси инакомыслие, ну, не любят и всё тут.
Меняются цари, эпохи, а гонения против староверцев и древнего благочестия не прекращаются: они, то усиливаются, то вдруг затихают.
Гнобить приверженцев старой веры стали с царствования Алексея Михайловича, прозванного в народе Тишайшим, во время 14-ти летнего правления патриарха Никона, скончавшегося с наступлением 1666 года. Образ Антихриста в народе прочно связали с числом – 666, а всё почему, – потому что нумерология, как наука возникла раньше христианства!
Вот цифра семь в Библии является полноценной, несёт в себе чистоту («И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих»), а на единицу меньше и уже всё плохо: отображает всё несовершенное, греховное и подходит Сатане. А троекратное повторение усиливает негативный аспект. Вот как-то так, в двух предложениях пытался осветить проблему гонения на яркую и самобытную часть русского народа, сохранивших золотой фонд национальной русской культуры до сегодняшнего дня.
Староверов на Руси объявили вне правового поля, лишили всех прав и преследовали за веру.
Естественно они начали сопротивляться – бежали на Украину, селились в Белоруссии, Польше, на Урале и в лесах Западной Сибири.
Выкорчёвывали леса, строили избы и сеяли зерно, выращивая хлеб на полях, налаживали свой быт на новых местах. Это знак судьбы, – подумала хитрая Екатерина II и призвала своих верноподданных к освоению Сибири и Дальнего Востока, усмотрев в старообрядцах прекрасных колонистов.
Под конвоем солдат и казаков потянулись в Сибирь подводы с домашним скарбом, ехали целыми семьями с малыми детьми да стариками.
Сколько добралось староверов до Сибири доподлинно неизвестно, но количество крестьян и служивых людей возросло в регионе многократно.
В Бурятии начали расти как грибы после дождя новые селения. Земля вокруг них начала приобретать обихоженный вид. Две цивилизации начали своё существование – бурятская кочевая и земледельческая, усилилась торговля и культурный обмен.
Все это положительным образом сказалось на развитии региона.
Вот в одну из таких деревень мы и направились. "Тарбагатай" для Бурятии, как Сосновка для Урала, очень распространённое название, которое произошло от сурка-тарбагана в изобилии водившегося в этой местности.
Интересующий нас районный центр – Тарбагатай, расположен в долине рек Куйтунки и Тарбагатай, окружён горами Цаган-Дабан. Село основали более 300 лет назад когда первые переселенцы прибыли в Восточную Сибирь и Забайкалье. После строительства Зосимо-Савватеевской церкви старообрядческая община обосновалась в Тарбагатае.
На улице нас встречали женщины, одетые в настоящие русские сарафаны, в повойниках закрывавшим волосы, грудью украшенной крупным жемчугом; мужчины – в нарядных зимних ферязях на меху да шапке набекрень... Через сени мы попали в опрятную столовую, где для нас накрыли стол с черёмуховыми пирогами, местными напитками да сибирскими деликатесами.
Сверху еда накрыта плетёной накидкой (защита от мух – подумалось в первый момент, хотя зимой, – какие мухи?). Всё что стоит на открытом воздухе у староверов считается нечистым, если не покрыто чем-то сверху. У каждого из них своя посуда, еду купленную в сельском ларьке они кладут в отдельно взятую миску. Для нас тоже – посуда была приготовлена мирская.
В дальнем углу комнаты с облупившихся икон на нас смотрели беспоповские лики святых кержаков.
Да современные куклы, наряженные по-старорусскому обычаю. Характер и суть человека должны сочетаться с костюмом, поэтому косоворотку или сарафан не на каждую куклу можно надеть.
На стенах самотканые ковры с оленями, ковёр из далёкого детства – символ давно ушедшей эпохи.
Прялки сопровождавшие хозяйку на протяжении всей жизни. Даже трудно вообразить, что пряжу для вязания нельзя было купить в магазине, её делали самостоятельно из шерсти вручную.
Туески из бересты для сбора ягод и грибов, в которых можно хранить даже соленья.
Для туристов здесь заливают горку, запрягают тройку с бубенцами, раздувают огромные самовары и угощают вкуснейшей выпечкой.
Рассказывают о крестьянском быте, предлагают тандемное хождение на лыжах или бег на ходулях.
Поют старинные песни с частушками, наряжают в свои наряды и дают возможность сфотографироваться.
Спели и мы: «Не ходите девки замуж, нет там ничего хорошего. Утром встанешь без трусов вся ...пи-пи.. взъерошена».
У бурят, что ни место, то святое место. Взять, к примеру, Ацагатскую долину – опять же святое место! Прославили его выходцы с Ацагатского дацана, такие как Агван Доржиев и Чойнзон Иролтуев. Один был наставником ламы, второй лечил цесаревича Николай II, когда тот возвращался из кругосветки.
Немного не доезжая до села Ацагат дорожный указатель «Степной кочевник» известил нас о прибытии в этно-деревню окружённую холмами Тамхита с одной стороны и степным простором с другой.
Перед импровизированными воротами стоял барабанщик в национальной одежде и что есть мочи колотил в барабан, выдавая какие-то странные ритмы очень похожие на азбуку Морзе (может он в армии радистом был, всё может быть).
Перед тем как зайти в туристический комплекс «Степной Кочевник» нужно было обойти по кругу небольшую жаровню с горящим кизяком – это навоз, смешанный с соломой, как бы продезинфицироваться по местным понятиям.
Симпатичная разбитная бурятка посыпала тлеющие угольки зеленоватой травкой дикорастущей конопли для придания убедительности серьёзности момента.
Намахивая рукавом мы вдыхали запах терпены, чуть сладковатый вкус жжёного банного веника и шли по кругу под бой барабана.
Рядом стоял верблюд и смотрел на это действо удивлёнными глазами.
Нас пригласили в настоящую войлочную юрту, где познакомили со старинным бытом бурят и традициями.
Гид спросила: – Как думаете, что делают буряты, когда им становится холодно? И сама же ответила, – закрывают полог юрты и садятся вокруг печки. А что делать, когда столбик термометра опускается ниже - 45°C и становится очень холодно? Правильно – они растапливают печь, и дровишки подкидывают каждые три часа, как делали их предки!
Для нынешних кочевников, читай туристов, построены современные юрты и деревянные дома, в которых можно заночевать.
Здесь же показывают мастер класс по приготовлению бурятских блюд, вязанию варежек из шерсти, можно попробовать подоить корову, запрячь коня или прокатится на санной упряжке зимой, телеге – летом, поиграть в кости с бабушкой Алтаночирт.
Правильней было бы назвать Алтаначёрт, потому что выиграть у неё не получилось ни разу!
В самом комплексе есть несколько тематических зон: в одном из деревянных домов создан музей, декорированный под старину, где ведущая с придыханием рассказывает о том, как жили буряты раньше, об обычаях и строгости в отношении своих женщин. В галактической юрте рассказывают о том, как буряты ориентируются в пространстве: двери юрты всегда обращены на юг, поэтому они всегда знают, где юг, где север! Прямо как я – если на горизонте ёлки значит – север, если пальмы – юг.
Ещё одна точка притяжения – юрта с настоятелем Ацагатского дацана, доктором буддистской философии, прожившим при буддийском дацане в Индии долгих 15 лет.
Беседа с настоятелем сводится к открытию тайной книги последним по которой он предсказывает будущее. Не развлекайте друзей своими талантами бесплатно, берите с них деньги! 100 рублей, – следующий. – Вам удачи, счастья, мира! Будет вам своя квартира (машина, дача) – следующий...
Буряты уверены, что обход святых мест исполняет ваши желания, а религиозные фанаты обходят святыню по сотне раз, поэтому очередь в юрту астролога почти как в Мавзолей. Нам предложили на выбор из зимних забав – забой барана и стрельбу из монгольского лука. Конечно, я выбрал «саадак», благодаря которому монголы покорили большую часть обитаемого мира, а чемпионат Руси по стрельбе из лука в 1560 году неожиданно закончился взятием Казани. Мощное орудие для убийства, склеенное из дерева и кости, обмотанное сухожилиями лежало у меня в руке как влитое. Натянув тетиву, представил себя Робин Гудом, которого постиг страшный недуг – склероз, в результате которого он перестал отдавать деньги бедным. Выстрел был удачным, стрела достигла цели. По привычке стёр отпечатки пальцев с точки упора и передал лук следующему конкурсанту.
Ещё одна традиция бурят – вешать символ удачи из трёх букв на дерево. Называется традиционно Хий морин, и представляет «Коня ветра удачи» нарисованного на клочке ткани.
Ветер должен истрепать ткань и тогда желание сбудется. Может, это немного по-детски, но в мире полным цинизма ещё осталось такое явление как наивность.
Это черта характера очень трогательная, поскольку присуща детям, большим детям Бурятии. Жизнь мы любим, а она с той же страстью любит нас. Не стесняйтесь любить душою, будьте праведны для всех!