Описание
Небольшой посёлок Ильинский, в прошлом – центр земель купцов Строгановых в Прикамье встретил тёплой солнечной погодой. Была ранняя весна.
В это время года в жизни освобождается место для нового, появляются силы на то, что давно хотелось реализовать. Весна воодушевляет и манит, и эмоции настолько переполняют, что хочется делиться этим настроением, писать и говорить о нём.
Легкий коктейль из мыслей витал в голове, с едва слышной лёгкой и терпкой ноткой надежды… на любовь.
Вот с таким настроением мы поехали в один из самых красивых населённых пунктов Прикамья, который находится в 90 километрах от Перми, на правом берегу реки Обва.
Не знаю, кто придумал эту гениальную схему: коньяк – лимон и пирожки да в хорошей компании, на мой взгляд, он был гением! Секрет любого хорошего мероприятия – отличная компания друзей и собственный настрой. Где ещё как не с ними можно весело провести время?
Собравшись в небольшую компанию, мы отправились в мини-путешествие, чтобы расслабиться и получить позитивчик от вояжа.
Дорога до Ильинского пролегает через Васильевское и Мухлыги. Пятидверный минивэн, собранный с азиатской дотошностью в компании Toyota ждал в назначенное время на Октябрьской площади. Погрузив в салон Альфарда припасы с едой и НЗ – неприкосновенным запасом: состоящим из коньяка, созданного в компании Askaneli Brothers из лучших сортов винограда солнечной Кахетии и минеральной воды «Боржоми», расселись в салоне авто.
Решительно очерченные контуры подчеркивали динамичность профиля автомобиля, а салон воплощал комфорт и роскошь.
Анатомические кресла с регулировкой располагали к тихой неспешной беседе, почти бесшумный салон превращал дорогу в удовольствие.
Вообще люблю людей, которые зовут пить кофе, а сами наливают коньяк… В путешествии коньяк – полезная вещь. И как говорится… полезен, но, дорог. Потому и дорогой, что жутко полезный!
В снифтере (кружке из под чая) журчал по стенкам разливаемый коньяк с изысканным золотистым оттенком, слегка украшенный медным переливом; стекал оставляя «ножки» по стенкам бокала выдержанный в дубовых бочках напиток.
По автобусу плыл вкус сухофруктов, шоколада, ванили и нежных цветочных оттенков. Посмотрел в окно, отхлебнул приличный глоток из кружки и произнёс: - Шарман, бля, шарман.
Вот за эту привычку нас очень не любят французы и итальянцы, считающие, что коньяк нужно пить маленькими глотками. Запахи Askaneli насыщенные сладостью сухофруктов и ванилью приятно перекликались с виноградными и дубовыми шлейфами и продолжали своё победное шествие, распространяя аромат дерева с фруктовыми нотками по салону автомобиля...
Рецепторы улавливали вкус мёда с оттенками миндаля… Старшая дочь именинника, капризничая, выговорила маме: – Мама, ну почему ты думаешь, что для ребенка хорошая компания – это пожилые люди в туристическом автобусе, едущие неизвестно куда и зачем?
Мама не растерялась и парировала: – Если компания хорошая, то это надолго… И, всё, что ты можешь дать другим – это несколько минут искреннего, тёплого и душевного общения. Хороших друзей должно быть много… и надолго, поняла?
Поддержал молодую маму доктор-реаниматолог, протянув доче янтарную жидкость в кружке для чая, и запел: – Под грустное мычание, под бодрое рычание, под дружеское ржание рождается на свет большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании, для скромной такой компании огромный такой секрет…
Вот уж действительно – песней праздник не испортишь, – подумалось мне, и я напел в такт ритму: – Ах, было б только с кем… ведь место уже есть… С кресла именинника неслось: – Вам кофе с коньяком? – Без, – слышалось в ответ. – Без коньяка? – Без кофе…
– Я вообще за здоровый образ жизни, здоровое питание – фрукты и овощи, цельные злаки и орехи там всякие, – мечтательно произнесла молодая девушка. – Коньяк будешь? Я тебе как доктор рекомендую… – Ну, если доктор порекомендовал, то таки да…
Я тоже за здоровое питание, – вставила Лариса.– А что это у вас в кружечке налито? – поинтересовался у неё. – Я попросила чай, – ответила она. – Чай удивительный напиток. В него можно влить коньяк и никто ничего не заметит!
Принюхавшись к кружке спутницы, понял, что никакой это не чай. – Сорян, мэм, Вы говорили, что ведёте здоровый образ жизни, а у самой в кружечке коньяк. – Ну, а разве это не здорово? – сказала Лариса и рассмеялась.
Тем временем с Репина свернули на Гайвинскую и вырвались из городских заторов на дорогу Пермь-Ильинский. Через час с четвертью, преодолев небольшую возвышенность горы Маслянной на которой расположен Ильинский прибыли к началу осмотра.
С горы открывался красивый вид на посёлок и мост с окрестностями села Сретенское. В краю брёвен сложенных в букву «Пэ» редко совмещаются – выходной и хорошая погода, но нам повезло. Ильинский тракт заканчивается в городке Чёрмоз целым морем, но сам городок находится на берегу Камского водохранилища, в устье слияния рек Камы и Обвы, точнее на берегу обвинского залива.
В переводе с коми-пермяцкого Обва означает «луговая вода» упоминание которой встречается в летописях аж ХV века. В XVII веке эти земли передали во владение Григорию Строганову, который строит здесь Ильинскую церковь.
Предполагаю, что таким образом Пётр Алексеевич облагодетельствовал своего приближённого за финансирование армии в начале Северной войны. Армия уже в то время была делом сугубо добровольным: хочешь – иди, не хочешь – заберут, поэтому и финансировалась за счёт меценатства.
Название «Ильинский» погосту присваивают в конце XVI века. С этого момента начинается его бурное развитие. По дороге в Чёрмоз в селе Сретенское строится каменная церковь и начинается строительство крупного каменного храма пророка Илии в Ильинском, отсюда и название. К тому времени село становится крупнейшим населённым пунктом Строгановских земель, на котором не было заводов.
Здесь открывается церковно-приходская школа, иконописная мастерская, одна из первых в Пермской губернии библиотек, театр открывается также в Ильинском. С артистами из крепостных и девок, потому что из столицы уезжать в глухомань лицедействовать никто не хотел, а распределения в ту пору ещё не существовало.
Когда актриса роль свою играла и в спальню барина звала опочивать, она кричала: – Ну, барин, я постель Вам постелила, теперь меня идите угнетать...
В это же время, в посёлке строится одно из самых интересных зданий – дом правления пермским имением Строгановых, – красивая достопримечательность Ильинского.
Сейчас в этом доме краеведческий музей, он расположен как раз напротив автостанции. Из экспозиций музея можно узнать как жил провинциальный городок в ту пору.
Люди земли пермской талантливы. Взять хотя бы того же А. Воронихина, архитектора Строгановых и по совместительству автора Казанского собора и Строгановского дворца в Питере.
Теплоухов – вторая известная фамилия уездного городка. Деятельность его напрямую связана с этим населённым пунктом. Лесничий на Урале был в то время важной фигурой и птицей высокого полёта – не менее важной, чем горный мастер, потому что дело Строгановых от солеварен до шахт и заводов, требовало чудовищное количество древесины.
Тогда не вырубали гектарами лес, люди думали о будущем и восстанавливали его, и это не было мейнстримом как сейчас. Из 25-30 делянок выделенных предприятию вырубалась только одна за год! За четверть века лес успевал подняться и вырасти.
Кадры для управления хозяйством Строгановы предпочитали готовить из уроженцев своих же имений. Поэтому Сашку Теплоухого смышленого мальчонку из Карагая отправили на учёбу в Санкт-Петербург, а потом и в Германию.
Вернулся в имение лесоустроителем. Заложил основы современного лесоводства в России. Созданная им структура лесного хозяйства с лесничествами, объездами и обходами работает в России и сейчас. От Софьи Строгановой получил вольную в обмен на обещание быть управляющим до конца дней своих.
Ему выделили дом с приусадебным участком, на котором он организовал опытное хозяйство.
Высадил лиственничную аллею. Намеренно высаживал деревья максимально близко друг к другу: так опытным путём выяснял максимально возможную плотность посадок.
Высаживал в Кузьминках (парк дендрарий на окраине городка) виды деревьев и кустарников никогда там ранее не встречавшиеся: акацию с жимолостью, лилии с лещиной, разбавляя всё это целой коллекцией разнообразных ив привезённых с Алтая.
Всё это делалось не от коллекционерского зуда, а ради изучения взаимодействия видов друг с другом, их взаимного влияния и влияния на ландшафт. Он ведь, прежде всего, был учёным.
Исследовал природные явления, богатства недр, крестьянское хозяйство и кустарные промыслы, а особенно археологические памятники.
Впервые выделил костища как особый вид жертвенных мест на Урале, дал первые описания древней керамики.
Собрал коллекцию археологических находок, систематизация которых позволила сделать вывод о различии культур народов Предуралья и Зауралья.
Однажды, великий русский поэт, создал и подарил людям ключ к дверям «тёмного мира» – Пиковую Даму. Спасибо вам, Александр Сергеевич за уникальное явление, формирующее русскую ментальность.
Ведь реально, для нас, она гораздо больше, чем просто персонаж литературы или народного фольклора. Она часть нашей жизни – к ней обращались наши бабушки и мамы, она являлась чопорным светским дамам и юношам из революционных кружков, пугала советских пионеров и современных хейтеров.
Её знают все. На данный момент – пиковая дама – это молодой, а поэтому, мощный эгрегор (биополе) – призрак человеческих сообществ, который на протяжении нескольких столетий не даёт исчезнуть магии на нашей территории.
Между прочим прототипом старой графини стала княгиня Голицына, которой перевалило за девяносто лет к тому времени. В молодости она была недурна собой и считалась красавицей. К закату жизни она начала гордиться своими усами, закрученными как у Сальвадора Дали. – Круто, правда? – считала княгиня, спрашивая своих приближённых…
От большой и светлой любви на свет родилась её младшая дочь Софья, выскочившая замуж в 17 лет за героя французской революции графа Павла Строганова, потому что в институте благородных девиц, в котором она обучалась ей завидовали даже сокурсницы, потому как грудь у неё начали расти раньше остальных.
“Лямур пердю” по-французски означает “любовь проходит”… и к 42 годам она становится единственной владелицей Строгановского майората (порядок наследования имущества) с административным центром в селе Ильинское Пермской губернии.
Герой девичьих грёз нашёл в её шкафу униформу медсестры, фирменную одежду горничной и фуражку с кителем женщины-жандарма, он, наконец, решил, что если она не может выбрать ни одну из работ, она не для него… и безвременно покинул её.
Тогда Софья переключила всю свою кипучую деятельность на управление и благоустройство обширных владений Строгановых в Пермском, Оханском, Соликамском, Кунгурском и Екатеринбургском уездах Пермской губернии.
Управляя огромным хозяйством, несмотря на знание французского языка, она продолжала ругаться матом по-русски, потому что интеллигентные люди матом не ругаются, а аргументировано объясняют… «Ты о..енный!» – звучало как похвала. «Ты, о**евший?» – видно, где-то провинился...
Одной из первых снижает оброк и вводит страхование имущества крестьянских хозяйств. Учреждает «коммерческий» банк для крестьян на свои деньги, где они получали ссуду под небольшой процент на хознужды и развитие мелкого предпринимательства. Отработав на предприятии 20-40 лет, работники могли претендовать на пенсию!
Софье Владимировне рукоплескало всё просвещённое человечество. Её долги неумолимо росли, и графиня умерла, не выдержав груза ответственности, не дожив всего год до своего 70- летия.
Благодарные потомки всё равно остались невероятно богатыми. Чуточку меньше, чем могли бы, но за свой опыт по распределению результатов труда не грешно и заплатить немного.
Наследница дворянского рода Строгановых – баронесса Элен де Людингаузен приезжая из Парижа в Ильинское восторгалась чудным видом урочища Бор, спрятанным в широкой долине реки Обвы, первым российским дендропарком и музейной коллекцией «чудских древностей», деревянной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, английским садом и прочими каменными и деревянными памятниками зодчества.
Ну, где ещё, как не в России, наш взор пленяет красота? Чарует русская природа и не любить её нельзя. Куда ни глянь, её просторы, её луга, её поля, леса и рощи, степи, горы, родная, милая земля…
Франция своей территорией напоминает Пермский край и больше Франция ничем на Россию не похожа.
В Монако даже футбол запретили, – с грустью замечает баронесса, а всё потому, что мяч постоянно улетает, то во Францию, то в Италию…
Создание иконы – процесс уникальный. Вот и мы направляемся в иконописную мастерскую, которая переехала в Ильинский из деревни Пыскор.
Интересна судьба этого «камгорта», что в переводе с коми-пермяцкого означает «кар» - город и «горт» - родной дом.
Там изначально размещался монастырь, который обладал феодальным иммунитетом.
Основал его Аника Строганов, который и сам некоторое время жил в нём под именем Иоасаф.
Монастырю было даровано право беспошлинной торговли солью, он вершил суд и расправу в своих владениях без вмешательства воевод.
Очень скоро выяснилось, что место, выбранное для первого городка на Урале не удачное.
Если всё сложилось не так, как ожидалось, не стоит расстраиваться, потому как божьи планы всегда лучше собственных.
Строгановы поэтому начинают строить новые городки – Орёл под Березниками, а Пыскор целиком передают церкви, которая организует там иконописную мастерскую.
Кстати, иконопись – это вид церковного служения. Иконописцы на Руси были независимым в материальном плане и имели немалый общественный вес.
Их согласия на выполнение заказов добивались удельные князья и местные епископы (архиереи). Обладание и пользование высокими правами накладывало на них определённые, и притом весьма жёсткие, ограничения как духовно-нравственных, личностных, так и собственно художнических, творческих обязанностей.
Со времён возникновения христианства верующие пытались создавать иконы. Молитва пред образом на иконе помогает найти истину в том состоянии благодати, которое верующий испытывает во время и после молитвы.
В 1894 году мастерская иконописи в Ильинском приходит в упадок и закрывается, а после революции 1917 года, когда был репрессирован настоятель храма, святыню разрушили.
Сейчас в Ильинском сохранилась только трапезная. Не сразу и поймёшь, что здесь когда-то стоял Храм Божий.
Возрождение строгановской иконописи началось с художника-энтузиаста Игоря Дымшакова, который был художником-оформителем по призванию и владел навыками реставрации икон.
Его мастерская иконописи расположена в пристройке к жилому дому. Трудятся в ней, кроме Игоря, ещё несколько человек, в том числе дети художника.
Создавая иконы, они следят за тем, чтобы за пышностью и красотой, характерной строгановскому письму, не потерялся образ святости.
Его работы показывают величие и глубину русской иконописи, а также доказывают возрождение веры в человеке и способность к самопожертвованию. Он также делает иконы из мозаики.
Одна из них украшает фасад храма Рождества Пресвятой Богородицы в Перми.
Человека можно научить чему угодно! Даже ходить строевым шагом, правда, слегка в других условиях.
Поэтому нам предложили самостоятельно сделать сувениры на память. Игорь планирует расширять помещение и брать на обучение новых подмастерьев.
Он общается с выпускниками художественных школ, ищет таланты в среде путешественников. А вдруг в туристической группе случайно обнаружится новый Алипий Печерский (первый иконописец в Киевской Руси) или А. Рублёв.
Иконы которого необыкновенны по красоте и величию, выразительности и великолепию, яркости и таинству, изяществу и нарядности, и, конечно же, целебной и чудотворной силе.
Для создания мозаичной иконы с любым интересующим сюжетом и значением используют кусачки.
Мозаику из смальты или натурального камня обрабатывают при помощи специальных молотков и заостренных подставок харди.
Сборка мозаичных икон происходит вручную по эскизу: икону разбивают по составным элементам, выделяют контуры изображения и направление укладки мозаики.
В результате чего получаем панно с пластичным и выразительным изображением. Для монтажа панно необходим клей и затирка.
Весенние лучики солнца сквозь запыленные окна мастерской мягко ложились на деревянный стол, укрытый скатертью.
Стол в комнате занимает большую часть места, вокруг стеллажи с красками, вёдрами, кистями, инструментами, доски и пару стульев.
На нём как водится творческий беспорядок. Остальное пространство заставлено иконами – большими и маленькими, старыми, уже почерневшими, и новыми, только появившимися на свет.
Помещение кажется уютным, большое окно впускает в дом весну с первичными признаками рая. Даже если кому-то комната показалась небольшой, но места хватило всем, правда творить пришлось стоя.
Мы не скучали ни минуты, находясь за рабочим столом, потому что на добровольные мастер-классы ходят не только научиться, но и развлечься.
– Девчонки, мне нужно срочно в кафе! – обратился именинник к присутствующим на мероприятии родственницам.
– С чего вдруг? – переспросила супруга. – Ага, сначала голос услышал, а потом возникла надпись: «Андрюша, иди в кафе!».
Потом выключили свет, и за окном сверкнула молния, и на потолке появилась эта же надпись!
Жена (шёпотом): Андрей, ты это… над краской больше не дыши, ладно?
Мне на минуточку показалось, что мастер-классы созданы специально для того, чтобы показать превосходство мастера над учениками, но умение ведущего быть не только мастером своего дела, но и массовиком-затейником только способствовало успеху этого мероприятия.
В завершении Игорь поблагодарил за участие в изготовлении личных сувениров и сказал: – У вас золотые ручки!
Только растут не из того места! – кто-то вежливо добавил из присутствующих.
И вообще зря мы на трудах в школе пили зелёный чай с ребятами, а потом добавляли красного – и пили синий.
На этом можно было и закончить, но у нас осталось поздравление имениннику нереализованным, поэтому отправились в местное кафе-столовую “Берёзка”... но это другая история.